Десятка тестовых сюрпризов
Финальные тесты в Барселоне преподнесли сюрприз в виде лучших результатов, поставленных пилотами Mercedes. Очевидно, некоторые соперники испытали определенный шок, поскольку явно не рассчитывали от команды из Брэкли такого скачка. Впрочем, в прошлом подобные сюрпризы возникали неоднократно.
1. Brawn BG001, 2009
В конце 2008 года компания Honda объявила о закрытии своей программы в Формуле-1. Команда, возглавляемая Россом Брауном, осталась без спонсоров и без двигателей. Пока соперники накручивали круги по тестовым автодромам, Браун смог договориться относительно поставок двигателей Mercedes. Какое-то время ушло на сопряжение шасси, разработанного под двигатели Honda, с немецкими агрегатами, так что на тестовой трассе новая машина BGP001 появилась только в начале марта. К тому времени другие команды успели провести на тестах почти по два десятка дней.
Появление новой машины на трассе соперники встретили фразами "Ну, слава богу, работает!" Но затем Дженсон Баттон, а затем и Рубенс Баррикелло, смогли показать время, которое оказалось на секунду лучше, чем у кого-либо. "Думаю, нас просто?" - не сдержался в комментариях один из пилотов, наблюдавших за тестами. И он был прав - Баттон одержал шесть побед в первых семи гонках.
2. McLaren MP4-4, 1988
Новый McLaren MP4-4 появился на тестах буквально за неделю до старта нового сезона. Как признавался потом главный конструктор Стив Николз, он хотел тщательно проработать конструкцию перед выходом на трассу.
Лучшее время до выхода MP4-4 на трассу успел показать пилот Ferrari Герхард Бергер - 1:29.90. Но Ален Прост на новом McLaren первый же день закончил с результатом 1:28.50. На следующий день Айртон Сенна и вовсе пролетел круг за 1:27.86. Как известно, в том сезоне команда Рона Денниса выиграла 15 поул-позиций и 15 из 16 гонок.
3. Prost AP04, 2001
14 февраля 2001 года команда Prost, у которой были серьезные проблемы с финансами, неожиданно заявила о себе как о претенденте на лидирующие позиции в чемпионате. Жан Алези за рулем AP04 проехал круг по Эшторилу на секунду быстрее соперников. Завистники начали говорить о том, что команда намеренно использует машину без балласта, чтобы хорошими результатами привлечь спонсоров. Но ситуация повторилась и в Барселоне, где Алези вновь оказался впереди.
Хорошие результаты сделали свое дело - у команды Алена Проста появились дополнительные спонсоры. Однако слухи подтвердились - в гонках машины AP04 скоростью не блистали и заработали всего 4 очка.
4. McLaren MP4-21, 2006
Когда-то, во времена Брюса Макларена, машины McLaren были оранжевыми, потом появился титульный спонсор Marlboro, и болиды из Уокинга на долгие годы получили красно-белую окраску. В конце 1996 года сотрудничество с американскими табачниками подошло к концу, так что в начале 1997 года никто не удивился, когда McLaren вернулся к прежним цветам. Потом была пышная презентация с участие Spice Girls, новая серебристо-черная раскраска, позволившая получить прозвище "серебряные стрелы".
Но в начале 2006 года новый McLaren MP4-21 появился в оранжевой раскраске! Впрочем, в гонках Кими Райкконен и Хуан-Пабло Монтойя вновь сели в кокпиты серебряных стрел.
5. Toleman TG183B, 1983
В начале 1983 года на тестах появился необычный Toleman TG183 работы Рори Бирна. Машина отличалась необычным передним антикрылом, который трудно назвать изящным. Тем не менее, Дерек Уорвик смог показать лучшее время, опередив на секунду лидеров чемпионата Renault и Ferrari.
Но, располагая малым бюджетом, Toleman не удалось сохранить темпы развития по ходу сезону. Да и технические проблемы возникали уж очень часто.
6. Williams FW07D, 1981
В конце 1981 года команда Williams, на счету которой тогда были два последних Кубка конструкторов, неожиданно протестировала шестиколеcную машину FW07D. Для Формулы-1 шестиколесные машины не были в новинку - в середине 1970-х Tyrrell использовал P34 и даже выиграл одну гонку. Но там делали ставку на маленькие передние колеса, а в Williams решили добавить колеса сзади. Четыре задних колеса FW07D обладали такими же сцепными свойствами, как и два обычных, но при этом были в диаметре заметно меньше, что, по словам Патрика Хэда, позволяло снизить лобовое сопротивление.
В гонках такая машина не использовалась. Позже Кеке Росберг испытал шестиколесный Williams, уже построенный на базе FW08. Но в итоге ФИА запретила подобных монстров.
7. Honda RA099, 1999
В конце 1990-х компания Honda, которая тогда поставляла двигатели Jordan и BAR, решила выставить собственную команду. Весной 1999 года на тестах появилась машина RA099, и с первой попытки Йос Ферстаппен показал время, которое позволило бы занять 11 место на Гран-При Испании. Проект, который существовал к тому времени 8 месяцев, имел большой потенциал для дальнейшего развития.
Однако неожиданная смерть главного конструктора Харви Постлуэйта заставила японцев отказаться от своих планов. Позже Honda выкупит команду BAR, а затем, в конце 2009-м, неожиданно закроет свою программу Формулы-1 (см.выше).
8. Jaguar R3, 2002
Одним из сюрпризов 1999 года стала команда Stewart. Рубенс Баррикелло регулярно боролся с лидерами чемпионата, а Джонни Херберт даже сумел выиграть одну гонку. На волне успеха концерн Ford выкупил команду у Джекки Стюарта и переименовал ее в Jaguar. Но ни Jaguar R1, не последовавший за ним R2 не смогли показать достойные результаты. Новая машина R3 разрабатывалась под руководством нового аэродинамика Марка Хэнфорда, выписанного из заокеанского отделения Ford. Американская компания возлагала большие надежды на новую машину и новый сезон.
Когда Эдди Ирвайн, впервые севший за руль R3, вернулся в боксы, лица инженеров были мрачнее тучи. В спешном порядке приспособили переднее антикрыло от прошлогодней машины R2, но это не сильно помогло. Инженеры объясняли провал неточной калибровкой аэродинамической трубы. Последовали новые перестановки в техническом департаменте.
9. Ferrari 640, 1989
Перед стартом сезона-1989 новая Ferrari 640 с революционной полуавтоматической коробкой передач, построенная Джоном Барнардом, провела на тестах лишь пару дней. Но и то ограниченное время было потрачено впустую из-за технических проблем.
Тем не менее, это не помешала Найджелу Мэнселлу, который дебютировал в качестве пилота Ferrari, выиграть первую гонку сезона. Спустя год доработанная версия машины позволила Алену Просту побороться за чемпионский титул.
10. Ferrari F2012, 2012
Чтобы побороться с Red Bull за чемпионский титул, команда Ferrari решилась на кардинальные перемены, представив революционную машину F2012. Увы, но результаты на тестах говорили о том, что Скудерия вряд ли сможет бороться даже за победы. Инженеры Ferrari во главе с Пэтом Фраем разводили руками - результаты в аэродинамической трубе не соответствуют результатам на трассе.
Однако в первых гонках сезона Фернандо Алонсо, несмотря на серьезные трудности в квалификациях, смог показать довольно высокие результаты и захватил лидерство в чемпионате, которое упустил лишь на финальном этапе в Бразилии.
Кстати, в этом году Ferrari отказалась от использования собственного аэродинамического туннеля. Инженеры Скудерии сейчас работает на аэродинамическом полигоне Toyota в Кёльне. Там же, по слухам, трудятся и аэродинамики McLaren, несмотря на наличие собственного туннеля в Уокинге.