Улыбкой продлеваем жизнь
Во вторник в спарринге с чемпионами Азии — японцами, давно гарантировавшими себе право участия в финальной стадии бразильского мундиаля-2014, жизнь наконец-то улыбнулась белорусской сборной. Причём, просим заметить, не фортуна, а именно жизнь, следовательно, и счастье, кузнецами которого выступили сами белорусы.
И потому наш рулевой Георгий Кондратьев отозвался на финальный свисток арбитра из Литвы с фруктовой фамилией Слива улыбкой, на которую Георгий Петрович обычно не щедр (нет поводов). Итальянский же предводитель самураев Альберто Дзаккерони был мрачен до серости лица, словно оказался проигран не рядовой «товарняк», а главный матч всего сезона.
Японцы не прыгнули после «гоп»
Впрочем, сборная Японии уже вышла на тот уровень признания, когда любая осечка в баталиях с малорейтинговым оппонентом (именно так наверняка и «рисовались» азиатам белорусы, на что нельзя обижаться ибо на правду бесполезно обижаться), воспринимается если не в качестве трагедии, то определённо как драма. Причём с последствиями. Спуску Дзаккерони за такое фиаско — какой-то Беларуси, да ещё и по делу — поверьте, не дадут. С итальянцем в Стране восходящего солнца не особенно цацкаются, ни в какие интимные места ему не дуют. Задачи формулируют предельно жёстко, требуя уже расширения экспансии с азиатского плацдарма на всё мировое футбольное пространство. Японские журналисты уже сочинили теорию «прыжка тигра», и вот нате пожалуйста: вместо прыжка в Жодино случилась совсем, мягко говоря, иная физиология. Разумеется, Дзаккерони вначале посерел, а затем и почернел, отвечая на вопросы навязчивых репортёров: «Как объясните?», «Насколько сильней Беларусь?» и так далее и тому подобное.
Что же касается улыбки, омолодившей лицо Кондратьева, то и её можно воспринимать как символ продления жизни этого специалиста в ипостаси главного тренера национальной команды. Теперь, после того как повержен азиатский монстр, действительно укомплектованный классными игроками, сомнений в этом быть не может и не должно. ГПК обязан продолжать работать, как и предписано его контрактом. Кроме того, необходимо заметить, что виктория над Японией не только порадовала и повеселила сердца болельщиков, но и принесла другие материально-духовные выгоды, имеющие несомненную перспективу.
Во-первых, в кои-то веки нам удалось поднять на хороший уровень позитива самооценку. Это касается не только футболистов с тренерами, но и любителей «игры номер раз». То есть, если называть вещи своими именами, в минувший вторник сборная Кондратьева выполнила своё главное предназначение гражданского, если позволите, характера. Но оттого вдвойне обидно, что сей матч из-за своего раннего начала (настоятельное требование японцев!) видели не все! Однако здесь, действительно, остаётся только горемычно сожалеть, хотя это, по большому счёту, стало единственным глобальным разочарованием.
Во-вторых, мы однозначно «привязали» к себе «самураев». Можно не сомневаться, вскоре у нас с ними случится новый спарринг, что можно только приветствовать. Японцы убедились в силе, а значит, рациональности «товарняков» с белорусами. Кроме того, их гложет досада, а соответственно, и жажда реванша — тоже хорошо, пускай ради следующего свидания нам, например, понадобится отправиться куда-нибудь в Европу. Всё лучше в смысле польз и выгод, чем с Кыргызстаном.
В-третьих, у всего нашего футбольного люда, достаточно ментально прибитого к земле, сейчас маленько прояснились представления о современной иерархии в мировом футболе. А там наблюдается своеобразная картина. Элитный уровень — две, от силы три сборные, которые действительно стоят над другими. Они способны и проигрывать, но это происходит в силу нелепостей и каких-то форс-мажорных стечений обстоятельств. Отнесём в эту когорту испанцев, немцев и, ладно уж, бразильцев, в знак уважения к хозяевам предстоящего мундиаля. Следующий уровень — высшая лига. В неё входит от силы четыре-пять сборных. Допустим, Аргентина и Италия, Франция и Голландия. Причём по каждой из них можно вести спор, но их возвышение — дело традиций и сила привычки. Есть ещё, конечно, хронические аутсайдеры, «карлики». Но основной слой очень обширен! Настоящий котёл, в котором мы и варимся в компании с теми же японцами. Только они на поверхности, а мы в гуще варева. Хотя разница между нами, что и показал матч в Жодино, отнюдь не в пропасть — так, ямочка, которую можно даже перешагнуть, не тратя силы с энергией ни на какие «прыжки тигра».
Белорусский дефицит, белорусское отставание выражается в следующих параметрах: 1 забивной нападающий, 1,5 хавбека, сочетающих в себе организацию с разрушением, и, наконец, 1 фланговый бек, обладающий всеми достоинствами и качествами а-ля Юрий Курненин. Появись у нас такое усиление — и даже с игрой, заваливающейся на один край, мы бы по хрущёвскому образцу многим бы показали кузькину мать. В этом нет бравады. Так оно и есть. Оттого вдвойне обидно понимать, что реальный футбольный праздник лежит на расстоянии вытянутой руки. Всего-то один нападающий, полтора хавбека…
Всё не просто
Однако начинаешь задумываться и быстро осознаёшь, как этого непросто достичь. Взять, например, форвардов. Пожалуй, последний белорусский бомбардир, засветившийся на приличном уровне российского чемпионата — Михаил Мархель во Владикавказе, чей «Спартак» был на лидирующих позициях. Пауза уже затянулась почти на 20 лет, ибо Корниленко на уровень предшественника (результативность в сезоне плюс количество голов в топ-клубах) так и не вышел, а уж самому Сергею в спину вовсе никто не дует. Более того, белорусские форварды, получившие таки зарубежные контракты, почти все вернулись домой. И где взять? И кого?
Такая же ситуация с фланговыми защитниками. Есть хорошие и трудолюбивые ребята, но настоящие звёзды в этом важнейшем амплуа отсутствуют. А хавбеки? Уровня того Мирослава Ромащенко или его брата Максима? Согласитесь, что таких подарков, как тот из Днепропетровска, белорусский футбол давненько не получал ни из собственных детских школ, ни из ближнего зарубежья. А Глеб-то уже немолод, и за ним тоже практически никого.
Вот и получается, что ямка вновь в наших представлениях вырастает до пропасти, которую Кондратьеву таки надо стараться преодолеть в следующем отборочном цикле. Причём пусть ГПК продолжает улыбаться, как бы ему порой не было бы муторно. Улыбка ему к лицу.