В десятку! Итоги 1-го этапа
Отпраздновав успех на «Гран-при Австралии», Нико Росберг утвердил Mercedes в статусе фаворита сезона и еще на шаг приблизил Германию к повторению давнего рекорда Великобритании.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ – 18 побед подряд в Гран-при (1962-1964)
Феноменальное и долго казавшееся неприступным достижение родилось в ту овеянную легендами эпоху, когда за попадание на пьедестал в «Больших призах» на 90% сражались лишь посланцы стран-классиков автоспорта – Великобритании, Италии и США. В результате Джон Сертиз, Грэм Хилл и заложивший фундамент серии Джим Кларк спокойно передавали друг другу победную эстафету весь короткий сезон-1963 так, словно речь шла о чарке вина во время застолья. Длинная цепочка успехов распространилась и на следующий год, пока ее не прервал гонщик, после победы которого поражающая воображение британская серия в 1962-м и началась: американец Дэн Герни.
ГЕРМАНИЯ – 10 побед подряд в Гран-при (2013- ?)
В отличие от своего принципиального соперника в спорте, немцы правят в «Формуле-1» на уровне пилотов отнюдь не с незапамятных лет. Львиную долю победного капитала для Германии собрал Михаэль Шумахер, который несколько раз лично переписывал национальный рекорд по количеству викторий кряду – 4 (1994), 6 (2000-2001) и 7 (2004). Другое дело, что вклад мэтра в развитие немецкой гильдии гонщиков, наверное, даже более заметен: благодаря Шумахеру престиж и популярность «Больших призов» в стране выросли в разы, и сейчас только Германия может похвастаться наличием сразу трех пилотов очень высокого класса.
Себастьян Феттель при этом выделяется даже среди них. Лидер Red Bull прошлой осенью еще выше поднял планку национального рекорда, опять же обойдясь без помощи ассистентов, и первенствовал на девяти этапах подряд. Однако зимой Red Bull заметно хуже обычного подготовился к сезону, и не вмешайся Росберг, немецкая серия благополучно бы прервалась.
А так она продолжает раздаваться вширь, ибо Нико явно решил взять пример с Мики Хаккинена, с которым его роднят лихая манера пилотажа, долгая служба Mercedes и непростая судьба: мало кто из гонщиков действительно высокого уровня шел к своему первому триумфу в Гран-при в течение шести с лишним лет. Почти тогда же очень долго вынужденный довольствоваться посредственной техникой Хаккинен получил в свои руки лучший болид, и тут-то все и закрутилось: всего за несколько сезонов с возрастом остепенившийся финн собрал внушительную коллекцию из 20 побед и двух титулов чемпионов мира.
Коллекция точно так же резко прибавившего именно в гонщицком интеллекте Росберга, безусловно, пока осязаемо меньше, но он вполне может повторить тот путь. По крайней мере, на его стороне техника, да и направление немец совершенно точно выбрал правильное, выиграв в Мельбурне, как и Мика 16 лет назад. Все выходные напролет Нико боролся с Льюисом Хэмилтоном на равных и в квалификации пропустил его вперед лишь в последний момент. Однако на следующий день удача отвернулась уже от британца, на чьем F1 W05 еще перед стартом забарахлил мотор, причем очень скоро данная проблема трансформировалась в сход с дистанции. В таких условиях другому пилоту Mercedes не составило труда сначала доказать, что при известных обстоятельствах третье место на старте лучше поула, а потом и непринужденно выиграть австралийский Гран-при. Дважды – на первых кругах и после пейс-кара – с легкостью необыкновенной уезжая от соперников минимум на 10 секунд, немец дважды же показывал чувство такта и сбрасывал темп, чтобы вписаться в окно пит-стопов и сэкономить топливо. По ходу дистанции новоиспеченный лидер чемпионата вообще был настолько предоставлен сам себе, что так сразу и не скажешь, исчезли или нет традиционно слабые места Mercedes: повышенный износ шин и чрезвычайно узкий температурный режим с акцентом на прохладную (как в минувшие выходные) погоду. Подробный ответ на этот каверзный вопрос теперь дадут жаркие Малайзия и Бахрейн, после чего и станет ясно, готова ли доминировать команда Тото Вольффа, играя на чужом, исторически не слишком подходящем ей поле.
Пока же на чужом поле сыграл главный соперник немецкой конюшни – Red Bull, своим неоднозначным выступлением на австралийской земле бесконечно расстроивший Феттеля. Четырехкратный чемпион мира в Мельбурне так и не нашел ритм и стал жертвой самых разнообразных проблем, будь то слабая управляемость болида, медленный прогрев шин или отказ двигателя – последняя напасть в воскресенье и свела на нет затяжную победную серию Себа. Стрессоустойчивый немец, правда, нашел повод для утешения во втором месте Даниэля Риккардо, в чьем распоряжении был аналогичный RB10, но через несколько часов по окончании гонки ушла и данная радость: от души праздновавший первый подиум в карьере уроженец Перта был дисквалифицирован за чрезмерный расход топлива в течение Гран-при. И пусть Риккардо в итоге благополучно увидел клетчатый флаг, в глазах строгих комиссаров сей факт его никак не обелил. Отклоняться от графика и тратить больше 100 кг горючего в час при нынешнем причудливом регламенте тоже строго возбраняется, и взбешенному тим-менеджеру Red Bull Кристиану Хорнеру предстоит задействовать все свое дипломатическое мастерство, дабы убедить ФИА в том, что в действительности виноваты неисправные датчики.
Если 18 очков австрийской конюшне так и не вернут, в выигрыше главным образом останется McLaren, уже на первом этапе извлекший максимум дивидендов от появления на капитанском мостике компетентного Эрика Булье. Благодаря чрезвычайно грамотной тактике и отменным рабочим характеристикам MP4-29 оба пилота британского коллектива без разбега запрыгнули на пьедестал – Дженсон Баттон поприсутствовал там виртуально благодаря дисквалификации Риккардо. Что до Кевина Магнуссена, то он повторил памятный трюк Жака Вильнева 17-летней давности и финишировал вторым в дебютном Гран-при – исключение из протокола RB10 под третьим номером сыграло и в его пользу. Впрочем, истинный класс McLaren мы узнаем все-таки через пару недель в Малайзии, ибо команда Рона Денниса, как и ее многолетний побратим Mercedes, редко блистает в жару. Единственным исключением здесь является партнерство с Michelin (2002-2006), но оно уже в далеком прошлом.
Теплолюбивая Ferrari, в свою очередь, отправится на следующий этап с надеждой, ведь раскаленное полотно Сепанга может хотя бы отчасти ускорить прогрев шин – в Мельбурне они конкретно на F14 T еле-еле поднимались до нужной температуры. В остальном Скудерия была на «Гран-при Австралии» не столь уж плоха и в гоночных настройках на чистой трассе оказалась ничуть не медленнее McLaren и Red Bull – по крайней мере, если говорить об уверенно превзошедшем Кими Райкконена Фернандо Алонсо. На итоговом результате испанца в значительной степени отразился неудачный первый круг, на котором его обогнал Нико Хюлькенберг. Ну а дальше Фернандо мог сколь угодно долго прессинговать – на хладнокровного немца, оккупировавшего оптимальную траекторию и лишь изредка отклонявшегося от нее на несколько десятков сантиметров, это все равно не производило ни малейшего впечатления. На прямых же Force India была привычно быстра и благодаря мастерству своего пилота продержалась впереди Ferrari до финальной волны пит-стопов. Отыграться по отношению к Хюлькенбергу Алонсо сумел только там – благодаря скоротечной смене шин, но особенно благодаря двум великолепным кругам перед заездом в боксы. Так что в плане гоночной формы F14 T достаточно хороша (тут еще надо добавить, что лучшее время испанца в воскресенье – 1.32.616 – было всего на две десятых хуже результата Росберга) и через две недели на Сепанге вполне может позволить побороться даже за победу, если в квалификации нужным образом лягут карты.